Интерактивный портал

службы занятости населения

Томской области

Войти через госуслуги

Профессиограммы

Учитель

Дата публикации: 16.06.2015

Основная характеристика профессии

Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. Вместе с тем, педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения. Выражаясь точно, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки по определенному предмету. Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой.

В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.

Учитель – одна из тех профессий, в которой редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников.

В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда.

Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению.

Ограничения профессии: значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на ноги.

Содержание деятельности

Учитель отвечает за образовательный процесс, он обучает, передает учащимся знания по определенному предмету в разных форматах (уроки, лекции, семинары, тренинги). Учитель способствует тому, чтобы учащиеся стремились к освоению новых знаний, он помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, способности и возможности, создавая для учащихся «зону развития». Он участвует в разработке и внедрении образовательных учебных программ, составляет тематические и урочные планы.

При этом он строит программу обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для возраста и индивидуальных особенностей учащихся средствами, разбирает примеры на закрепление материала, контролирует его усвоение учащимися.

Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.

Учитель оформляет документацию (журналы посещаемости, успеваемости, отчеты). Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и при необходимости оказывает на них воспитательное, психолого-педагогическое влияние, проводит разъяснительную работу. Также он организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).

Профессиональные компетенции

Квалифицированный учитель должен знать:

  • учебные программы по своему предмету (предметам),
  • педагогику, возрастную и педагогическую психологию,
  • дидактику и методику преподавания,
  • основы законодательства в области образования в стране,
  • нормативные документы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в котором он трудится.

Квалифицированный учитель должен уметь:

  • увлечь, заинтересовать учебным материалом, повести за собой,
  • организовать процесс обучения в группе учащихся, обеспечить дисциплину на уроке,
  • доходчиво, четко, ясно и убедительно объяснять учащимся материал по своему предмету,
  • иметь навыки общения и взаимодействия с разными людьми,
  • противостоять воздействию стрессогенных факторов, контролировать ситуацию в учебной группе, проявляя психическую и эмоциональную уравновешенность,
  • уверенно пользоваться современными техническими устройствами (персональным компьютером, интерактивными досками и т.п.),
  • распределять свое внимание по ходу урока, одновременно фиксируя в сознании логику изложения материала, а также все, что в это время происходит в классе,
  • проявлять эмпатию к эмоциональному состоянию учащихся.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Для успешной деятельности в качестве учителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • интерес к познанию, самопознанию и саморазвитию,
  • артистизм,
  • требовательность к себе и к другим,
  • организованность,
  • наблюдательность и эмпатичность,
  • ведущая склонность к работе в сфере общения,
  • выраженная склонность к работе с информацией,
  • отлично развитая способность к концентрации внимания,
  • развитые лексические способности,
  • логические способности,
  • высокая эмоциональная устойчивость.

Условия труда

Как правило, учитель работает в помещении. Большую часть времени он проводит стоя либо двигаясь по учебному классу, в режиме интенсивного общения с учениками.

Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки.

При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.

Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.

Области применения профессии

Большинство учителей трудится непосредственно в сфере образования. Часть высококвалифицированных преподавателей трудится в Российской академии образования. Учителя востребованы в социальных организациях и в правоохранительных органах. Рабочим местом учителя могут являться:

  • школы,
  • учреждения среднего и высшего профессионального образования,
  • детские сады,
  • детские дома, интернаты,
  • приюты, детские приемники-распределители,
  • колонии для малолетних нарушителей,
  • детские центры творчества и досуга,
  • городские и муниципальные учебно-методические центры.

Базовое образование

Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в организациях высшего профессионального образования. В то же время, учителей младших классов выпускают организации среднего профессионального образования.

Пути получения профессии

В Томской области дипломированных учителей готовят следующие профессиональные образовательные организации:

  • ФГБОУ ВПО "Томский государственный педагогический университет";
  • ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж».
Яндекс.Метрика