Интерактивный портал

службы занятости населения

Томской области 8 (800) 200-12-02

Войти через госуслуги

Ноябрь 2018 г.

13.12.2018

Информация  о  нормативных правовых актах и иных документах,
принятых   в  период  до 30.11.2018
         в сфере   труда   и   занятости  и  других  сферах
 
 
  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
1.1 Федеральный закон от 12.11.2018 № 395-ФЗ
«О ратификации Протокола к Конвенции о принудительном труде 1930 года (Протокола к Конвенции № 29)»
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.11.2018, «Российская газета», № 255, 14.11.2018, «Собрание законодательства РФ», 19.11.2018, № 47, ст. 7116
Начало действия документа - 23.11.2018.
Содержание: Россией ратифицирован протокол к Конвенции о принудительном труде, принятый 11 июня 2014 года.
Указанная Конвенция принята 28 июня 1930 года в Женеве и ратифицирована СССР 4 июня 1956 года и устанавливает общепризнанное в мировом сообществе требование о недопущении принудительного и обязательного труда, а также меры по обеспечению формирования достойной позиции работника в рамках трудовых отношений.
Протоколом использование принудительного и обязательного труда признается уголовно наказуемым преступлением, и определяются дополнительные меры в целях предотвращения принудительного и обязательного труда.
Определено, что во исполнение своих вытекающих из Конвенции обязательств каждый член Международной организации труда принимает действенные меры по предотвращению и прекращению использования такого труда, предоставлению его жертвам защиты и доступа к надлежащим и эффективным средствам правовой защиты, таким как возмещение ущерба и санкции в отношении правонарушителей, прибегающих к принудительному или обязательному труду.
 
 
  1. АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
2.1 Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375
«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год»
Начало действия документа: с 01.01.2019.
Содержание: Пособие по безработице на 2019 год повышено более чем на 70 процентов.
Согласно Постановлению минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная - 8000 рублей (в настоящее время минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальная - 4900 рублей).
Установлена также максимальная величина пособия по безработице в размере 11280 рублей для лиц предпенсионного возраста (с 1 января 2019 года - это период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).
 
  3.ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РФ
3.1 Утверждены профессиональные стандарты:
Приказ Минтруда России от 09.10.2018 № 625н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по конкурентному праву»
Зарегистрирован в Минюсте России 31.10.2018 № 52581.
Приказ Минтруда России от 09.10.2018 № 626н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по корпоративному кредитованию»
Зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2018 № 52572.
Приказ Минтруда России от 09.10.2018 № 627н
«Об утверждении профессионального стандарта «Маляр судовой»
Зарегистрирован в Минюсте России 31.10.2018 № 52576.
Приказ Минтруда России от 09.10.2018 № 628н
«Об утверждении профессионального стандарта «Диспетчер в области охраны лесов»
Зарегистрирован в Минюсте России 31.10.2018 № 52580.
Приказ Минтруда России от 17.10.2018 № 642н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по прессовым работам в автомобилестроении»
Зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2018 № 52632.
Приказ Минтруда России от 17.10.2018 № 643н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по дефектации изделий ракетно-космической техники»
Зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2018 № 52633.
Приказ Минтруда России от 17.10.2018 № 644н
«Об утверждении профессионального стандарта «Оператор механизированных и автоматизированных складов в атомной отрасли»
Зарегистрирован в Минюсте России 07.11.2018 № 52634.
Приказ Минтруда России от 22.10.2018 № 653н
«Об утверждении профессионального стандарта «Инженер-технолог в области судостроения»
Зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2018 № 52666.
Приказ Минтруда России от 25.10.2018 № 664н
«Об утверждении профессионального стандарта «Летчик-наблюдатель»
Зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2018 № 52667.
Приказ Минтруда России от 30.10.2018 № 676н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по проектированию и конструированию жидкостных ракетных двигателей»
Зарегистрирован в Минюсте России 19.11.2018 № 52723.
Приказ Минтруда России от 30.10.2018 № 678н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист литейного производства в автомобилестроении»
Зарегистрирован в Минюсте России 19.11.2018 № 52721.
Приказ Минтруда России от 31.10.2018 № 682н
«Об утверждении профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)»
Зарегистрирован в Минюсте России 19.11.2018 № 52725.
Приказ Минтруда России от 30.10.2018 № 677н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по мехатронике в автомобилестроении»
Зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2018 № 52736.
Приказ Минтруда России от 30.10.2018 № 679н
«Об утверждении профессионального стандарта «Работник по ремонту электротехнического оборудования тепловой электростанции»
Зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2018 № 52735.
Приказ Минтруда России от 31.10.2018 № 681н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по сборке агрегатов и автомобиля»
Зарегистрирован в Минюсте России 22.11.2018 № 52750.
Приказ Минтруда России от 31.10.2018 № 683н
«Об утверждении профессионального стандарта «Аппаратчик ведения технологических процессов на производстве основных неорганических веществ и азотных соединений»
Зарегистрирован в Минюсте России 22.11.2018 № 52755.
Приказ Минтруда России от 31.10.2018 № 684н
«Об утверждении профессионального стандарта «Врач-фтизиатр»
Зарегистрирован в Минюсте России 20.11.2018 № 52737.
Приказ Минтруда России от 01.11.2018 № 687н
«Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обслуживанию пассажиров на железнодорожном вокзале, железнодорожном вокзальном комплексе»
Зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2018 № 52790.
 
  4. ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
4.1
Письмо Минтруда России от 20.11.2018 № 14-2/ООГ-9211
Содержание: Минтруд объяснил, обязан ли работодатель давать многодетным отпуск в первые полгода работы.
Минтруд отметил, что особого порядка для тех, кто имеет трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, не установлено.
По общему правилу сотрудник может пойти в ежегодный отпуск только через шесть месяцев после приема на работу. Взять дни отдыха досрочно многодетные могут только по соглашению с работодателем.
А вот после первых шести месяцев работы организация обязана предоставлять многодетным ежегодный отпуск в удобное для них время.
 
4.2 Письмо Минтруда России от 23.10.2018 № 14-1/ООГ-8459
Содержание: Невыдача работнику расчетных листов с информацией о составных частях заработной платы является нарушением ТК РФ.
Об этом сообщается в письме Минтруда России по вопросу обязанности работодателя выдавать расчетные листки при перечислении заработной платы на банковские карты.
Обязанность извещать работника в письменной форме о составных частях заработной платы и размерах начисленных работнику сумм установлена статьей 136 ТК РФ.
Минтруд России отметил при этом, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо исключений для случаев перечисления заработной платы на банковские карты.
Указано также, что данная обязанность работодателя установлена законодательством, в связи с чем не может быть отменена ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора.
 
4.3 Письмо Минтруда России от 25.10.2018 № 14-2/ООГ-8519
Содержание: Неполное рабочее время и отпуск по уходу за ребенком — как это сочетание влияет на ежегодный отпуск.
Минтруд рассмотрел ситуацию, когда в течение отпуска по уходу за ребенком работник еще и трудится неполное время.
Министерство указало: период работы в таких условиях включается в стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Неполное рабочее время не ограничивает его длительность.
Вместе с тем использовать два отпуска одновременно не получится. Это отмечал и Пленум ВС РФ.
Чтобы работник смог уйти в ежегодный или дополнительный отпуск, Минтруд советует прервать отпуск по уходу за ребенком. Потом его можно будет возобновить.
Отметим, на такой же алгоритм ранее указывали Роструд и ФСС.
Д  
4.4 Письмо Минтруда России от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616
Содержание: Ненормированный режим не означает, что к труду допустимо привлекать в любое время. Можно делать это лишь до начала рабочего дня и после его окончания. В выходные и праздники у работников с ненормированным режимом должно быть время отдыха.
Минтруд пояснил, что вызывать этих сотрудников на работу в выходной или нерабочий праздничный день нужно по общим правилам. Оплачивать такой труд придется не менее чем в двойном размере.
Отметим, суды тоже считают, что ненормированное рабочее время не подразумевает работу в выходной или праздник. На это указывает, например, Хабаровский краевой судСуд Чукотского автономного округа.
 
4.5 Письмо Минтруда России от 01.11.2018 № 140/В-868

Содержание: Разъяснения Минтруда помогут исправить в трудовой книжке ошибку в названии прежнего места работы.

Если в наименовании компании — предыдущего работодателя пропущено слово, дописать его нельзя.
Есть только один способ изменить запись. Нужно признать ее недействительной и внести правильные сведения.
Минтруд не уточняет, кто именно должен заниматься исправлением. По общему правилу устранить ошибку может компания, которая ее допустила. Кроме того, сделать это вправе и новый работодатель. Но ему понадобится официальный документ с прежнего места работы, например справка.
 
4.6 Доклад Роструда за III квартал 2018 года
Содержание: Роструд разъяснил порядок продления срока трудового договора.
Роструд отметил: по общему правилу увеличивать срок договора нельзя. Такую же позицию высказывал в 2014 году ВС РФ. Если работодатель продлевает договор, значит, признает отношения бессрочными.
Вместе с тем Роструд пояснил:  в ряде случаев срок договора все-таки можно увеличить, заключив дополнительное соглашение. Однако для этого должны соблюдаться следующие условия:
- сохранилось основание срочности;
- общий срок договора не превысил пяти лет.
Полагаем, речь идет об ограниченном круге ситуаций. Примером может послужить дело, рассмотренное Санкт-Петербургским городским судом. Так как продолжились подрядные работы, выполняемые сотрудником, то и продление срока трудового договора оказалось правомерным.
 
 
  1. ПРОЕКТЫ
5.1 Проект Федерального закона № 556367-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (текст ко второму чтению)
Содержание: Законопроект об увеличении МРОТ с 1 января 2019 года до 11 280 рублей в месяц будет рассмотрен в третьем чтении.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» внесены изменения, предусматривающие введение механизма ежегодного установления МРОТ в размере 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.
При этом начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ должен ежегодно устанавливаться федеральным законом.
Настоящим законопроектом с 1 января 2019 г. МРОТ устанавливается в сумме 11 280 рублей в месяц, что составляет 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал 2018 года. Таким образом, повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 мая 2018 г. (11 163 рубля в месяц) составит 117 рублей.
Вступление в силу законопроекта планируется с 1 января 2019 года.
 
5.2 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
Содержание: Работодателей обяжут передавать в ПФР сведения о трудовой деятельности застрахованного лица.
Проектом закона индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета дополняется разделом «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица», в котором учитываются сведения в том числе о приеме на работу, должности, специальности, квалификации, сведения об увольнении и основаниях прекращения трудового договора.
Согласно проекту сведения должны будут представляться работодателями с 1 января 2020 года ежемесячно, а с 1 января 2021 года - при наступлении события, основанного на издании соответствующего приказа (распоряжения).
Формирование сведений о трудовой деятельности застрахованного лица осуществляется в форме электронного документа с применением программно-технических средств или сервиса, предоставляемого ПФР.
За непредставление таких сведений проектом предусматривается административная ответственность.
 
5.3 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Содержание: За непредставление сведений о трудовой деятельности работника в информационную систему ПФР работодатель получит административное предупреждение.
Статью 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предлагается дополнить новой восьмой частью, согласно которой за неоднократное в течение календарного года нарушение работодателем сроков предоставления сведений о трудовой деятельности работника в информационную систему органа, осуществляющего индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление данных сведений в неполном объеме или в искаженном виде, должностные лица работодателя привлекаются к административному наказанию в виде предупреждения.
Предполагается, что соответствующий Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2021 года.
 
 
  1. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
6.1 Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 22.10.2018 № 44г-164/2018
Содержание: Суд разобрался, кто должен доказывать, есть ли у работника преимущественное право при сокращении.
Комиссия работодателя установила, что у всех сотрудников равная квалификация. Поэтому тех, кто останется, определили по другим критериям. В итоге уволили сотрудника, который имел большой опыт и высокий квалификационный разряд. Он обратился в суд.
Первая и вторая инстанция не увидели нарушений в действиях компании. Работодатель вправе самостоятельно выбирать критерии оценки квалификации. Сотрудник не доказал, что его профессиональные качества были лучше, чем у других.
Кассация не согласилась с таким подходом и отправила дело на новое рассмотрение. Работодатель обязан доказать соблюдение процедуры увольнения. А значит, именно он должен был подтвердить, что у работника одинаковая квалификация с остальными.
Аналогичный подход уже встречался в практике, например у Свердловского областного суда.
 
6.2 Бюллетень судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (третий квартал 2018 года)
Содержание: Необходимо предложить беременной продлить срок трудового договора, даже если она об этом не заявляет.
Право сотрудницы «удлинить» срочный трудовой договор не зависит от того, знал ли работодатель о ее беременности и успела ли она написать необходимое заявление. Такой вывод включил в свой бюллетень практики Свердловский областной суд.
Работодатель сам должен:
выяснить, планирует ли сотрудница продлить трудовой договор;
сообщить ей о необходимости подать соответствующее заявление.
Отметим, суды часто признают увольнение сотрудницы незаконным несмотря на то, что работодатель не знал о ее беременности и желании продлить трудовые отношения. Примеры можно найти в практике Мосгорсуда,Мурманского областного судаСтавропольского краевого суда.
Однако некоторые суды встают на сторону работодателя, в частности Верховный суд Республики Коми и Нижегородский областной суд.
Чтобы избежать возможных споров, лучше уточнять у сотрудницы, собирается ли она продлить срок договора. Сделать это можно, например, одновременно суведомлением о прекращении трудовых отношений.
 
   
6.3 Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 16.10.2018 по делу № 33-6844/2018
Содержание: Нельзя удержать из зарплаты работника сумму за учебный отпуск, даже если он не сдал сессию.
Сотрудник взял учебный отпуск на основании справки-вызова. Так как он обучался заочно, ему выплатилиотпускные. Однако работник не сдал экзамен и был отчислен из университета. Организация прервала его отпуск и потребовала вернуть деньги за оставшиеся дни. Получив от сотрудника отказ, она решила его оспорить.
Суд работодателя не поддержал. Выплата среднего заработка за дни учебного отпуска не зависит от сдачи сессии. Законодательством не предусмотрена возможность сократить такой отпуск и из-за этого удержать отпускные.
Отметим, ранее Роструд указывал, что нельзя отозвать работника из учебного отпуска даже тогда, когда он сам попросил об этом.
 
   
6.4 Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 25.09.2018 № 33-3344/2018
Содержание: Работник уволился в октябре — нужно ли платить годовую премию.
Работодатель издал приказ о годовой премии, которая выплачивалась с учетом отработанного времени. В списках не оказалось сотрудника, уволившегося за пару месяцев до окончания года.
Суд взыскал премию с организации. Онувидел в ее действиях дискриминацию. Бывшего работника поставили в неравное положение с теми, кто продолжает трудиться.
Практика по данному вопросу неоднозначна. Например, Нижегородский областной суд не стал взыскивать годовое вознаграждение, так как работник ушел из организации за день до конца года.
Отметим, Минтруд в вопросе о премировании обращает внимание на то, когда издан соответствующий приказ. Если до увольнения, то суммы выплатить нужно, а если после — включать сотрудника в приказ необязательно.
                    
 
   
6.5 Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.08.2018 по делу № 33-14260/2018
Содержание: Работник в одном городе, а кадры в другом - как решить вопрос о выдаче трудовой книжки в день увольнения.
Организация уведомляла сотрудника о том, что нужно приехать за книжкой в другой город или дать согласие на ее отправку по почте. Он забрал книжку примерно через месяц после увольнения и решил через суд взыскать с работодателя компенсацию за задержку выдачи.
Первая инстанция увидела в этом злоупотребление правом и отказала во взыскании. Однако апелляция заняла иную позицию. В последний рабочий день сотрудник находился на месте и не отказывался получить трудовую книжку, значит, работодатель обязан был ее выдать. Обойтись уведомлением и освободиться от ответственности за задержку трудовой книжки ему не удалось.
Похожей позиции придерживался Ярославский областной суд.
Порой, напротив, суды поддерживают работодателей, учитывая удаленность рабочего места увольняемого от офиса, где располагается отдел кадров. Примеры есть в практике Томского областного суда и Нижегородского областного суда.
Чтобы избежать таких споров, в день увольнения можно направить специалиста по кадрам в офис, где нужно оформить и выдать необходимые документы
 
6.6 Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.07.2018 по делу № 33-12610/2018
Содержание: Провести медосмотр за счет кандидата, а после возместить ему расходы — суд подход не поддержал.
Претенденту на должность выдали направление на предварительный медосмотр. В больнице он узнал, что за обследование придется заплатить.
Соискатель отказался тратить деньги и обратился в суд. Компании не помогдовод о том, что она планировала компенсировать кандидату затраты после осмотра.
Раз организация направляет соискателя на медосмотр, то сама должна егооплатить. Законом не предусмотрена возможность проводить обследование за счет потенциального работника, а потом возмещать ему затраты.
В итоге суд обязал работодателя заплатить за медосмотр и компенсировать кандидату моральный вред.
 
6.7 Постановление АС Центрального округа от 29.10.2018 по делу № А35-6025/2017
Содержание: Субсидию на возмещение затрат по оборудованию (оснащению) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов нельзя использовать на покупку кулеров и чайников.
В рамках региональной госпрограммы орган власти предоставил нескольким организациям субсидию на обустройство рабочих мест для незанятых инвалидов. За счет этих средств компании приобрели в том числе:
микроволновки;
кулеры;
чайники;
пластиковые окна;
подоконники;
откосы.
В ходе проверки УФК решило, что приобретение этих товаров нельзя признать обустройством специальных рабочих мест для инвалидов. Средства можно было потратить на установку оборудования, инструментов и оснастки, которые создают условия для того, чтобы инвалид смог выполнять работу.
Суды трех инстанций согласились с позицией УФК: орган власти должен принять меры, чтобы получатели субсидий вернули средства субсидии, которые использовали не по целевому назначению.
 
   
6.8 Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2018 по делу № 33-2424/2018
Содержание: Ответ на предложение работы в изменившихся условиях труда должен быть безоговорочным.
Сотрудник согласился работать в изменившихся условиях, но предъявил ряд требований. Например, он просил предоставить продолжительный отпуск, сохранить персональную надбавку.
Работодатель воспринял это как отказ трудиться в новых условиях. Онпредложил сотруднику другие должности, но тот ни одну из них не выбрал. В итоге его уволили.
Суд не увидел нарушений в действиях организации. Согласие работника должно быть явно выраженным, полным и безусловным.
Суд также отметил: раз компания предложила сотруднику вакантные места, значит, сомневалась в его готовности работать в новых условиях. До вынесения приказа об увольнении работник мог в любой момент дать однозначное согласие, но он этого не сделал.
6.9 Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.07.2018 по делу № 33-12125/2018
Содержание: Нельзя отстранять работника за нарушение трудовой дисциплины.
Суд подчеркнул, что нарушение дисциплины не относится к основаниям для недопущения к работе.
Если сотрудника отстранили по причине, не указанной в законе, значит, его лишили возможности трудиться. В этом случае работодатель должен возместить ему неполученный заработок за время вынужденного прогула.
На сторону сотрудников, отстраненных от работы без законной причины, встают и другие суды. Пример можно найти в практике Воронежского областного суда.
 
  7.ПРАКТИКА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
7.1 Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 № 41-П
«По делу о проверке конституционности статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки И.В. Серегиной»
Содержание: Отсутствие у воспитателя детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения его с работы, если он успешно осуществляет профессиональную педагогическую деятельность.
Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.
По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.
Следовательно, установленные ею требования должны, по общему правилу, применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года № 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.
Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то согласно сложившейся практике - в том числе на основании пункта 9 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, - лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.
Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.
Следовательно, при введении в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.
Введение профессиональных стандартов, в частности, в сфере образования и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагают увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.
 
7.2 Постановление КС РФ от 25.10.2018 № 38-П
Содержание: Конституционный суд указал: при увольнении сотруднику нужно компенсировать все отпуска, которые он не отгулял за время работы. При этом неважно, как долго сотрудник не отдыхал.
Суть споров заключалась в том, что согласно Конвенции МОТ № 132 остаток отпуска нужно использовать не позднее 18 месяцев после окончания года, за который этот отпуск предоставляется.
Некоторые суды рассматривали данное правило как один из ограничителей срока, в течение которого работник может обратиться в суд, чтобы взыскать деньги за неиспользованные отпуска. Так поступали, в частности, Мосгорсуд иСанкт-Петербургский городской суд.
КС РФ отметил, что правило о 18 месяцах не должно применяться к уволенным работникам и ограничивать их право на компенсацию.
Например, если прошло 10 лет с тех пор, как не был использован отпуск, то за него все равно придется выплатить компенсацию в случае увольнения сотрудника.
 
   
7.3 Решение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018
«Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2018 года»
Содержание: Конституционным Судом РФ обобщены наиболее важные решения, принятые им во втором и третьем кварталах 2018 года.
В Обзоре приводятся, в числе прочего, решения по конституционным основам:
публичного права (в частности, Постановлением от 17.04.2018 № 15-П дана оценка конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением от 22.05.2018 № 19-П - оценка конституционности абзацев второго, третьего и десятого подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);
трудового законодательства и социальной защиты (Постановлением от 28.06.2018 № 26-П Конституционный Суд дал оценку конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса РФ);
частного права (в частности, Постановлением от 19.04.2018 № 16-П дана оценка конституционности части 5 статьи 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации»);
уголовной юстиции (в числе прочего Постановлением от 25.04.2018 № 17-П Конституционный Суд дал оценку конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации).
 
7.4 Определение Верховного суда РФ от 15.10.2018 № 5-КГ18-187
Содержание: Работника уведомили о скором переезде подразделений компании из Москвы в Санкт-Петербург. Он сначала дал согласие, но позже его отозвал. Организация не придала этому значения и уволила за прогул сотрудника, когда он не вышел на работу на новом месте.
Первая инстанция и апелляция согласились с увольнением. Поскольку стороны договорились о новых условиях труда, в одностороннем порядке отказаться от изменений было нельзя.
Верховный суд такой формальный подход не поддержал и отправил дело на новое рассмотрение. Чтобы проверить законность увольнения, важно было установить, в частности, рассмотрено ли заявление работника об отзыве согласия, издавался ли приказ о переводе на новое место.
ВС РФ отметил: лишить сотрудника возможности отказаться от работы в новых условиях - значит ограничить его права. Работник может менять свое решение в пределах предоставленного законом срока.
Таким образом, не стоит игнорировать заявление сотрудника об отзыве согласия. Если он откажется от работы в новых условиях, дальше следует действовать по правилам ст. 74 ТК РФ.
 
  8.РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
8.1 Региональное Соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2019 год
Содержание: Подписано соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2019 год. 
Минимальная заработная плата в Томской области для работников организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов, территориальных государственных внебюджетных фондов Томской области, работников иных работодателей с 1 января 2019 года устанавливается в размере 11 280 рублей.
Районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не включаются в состав минимальной заработной платы.
Таким образом, с 1 января 2019 года региональный МРОТ  вырастет с  11 тысяч  163 рублей  до 11 тысяч 280 рублей.
 
8.2 Распоряжение Губернатора Томской области от 29.10.2018 № 287-р
«Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Томской области за III квартал 2018 года»
Содержание: Прожиточный минимум в Томской области на душу населения в третьем квартале 2018 года утвержден в размере 11179 рублей и по сравнению с показателем второго квартала вырос на 75 рублей. Во втором квартале 2018 года величина прожиточного минимума составила 11104 рубля на душу населения. Для трудоспособного населения - 11674 рубля, для пенсионеров - 8854, для детей - 11573 рубля. Для трудоспособного населения прожиточный минимум в третьем квартале составил 11768 рублей (рост - 94 рубля), для пенсионеров - 8920 рубля (рост - 66 рублей), для детей - 11582 рубля (рост - 9 рублей). Также определено, что величина прожиточного минимума на душу населения в северных районах региона составляет 12092 рубля. К ним относятся Стрежевой, Александровский, Каргасокский, Верхнекетский, Колпашевский, Парабельский, Молчановский, Чаинский, Тегульдетский, Кривошеинский, Бакчарский районы и город Кедровый.
 
8.3 Закон Томской области от 13.11.2018 № 128-ОЗ
«О величине прожиточного минимума пенсионера в Томской области на 2019 год» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.10.2018 № 1305)
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.11.2018, «Собрание законодательства Томской области», 30.11.2018, № 11/2(207)
Начало действия документа - 01.01.2019.
Содержание: Величина прожиточного минимума пенсионера в Томской области на 2019 год установлена в размере 8795 рублей, в 2018 году прожиточный минимум пенсионера составляет 8561 рубль. Закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
 
 
 
Составлено на основе обзоров СПС КонсультантПлюс
http://www.consultant.ru
 

Яндекс.Метрика