Интерактивный портал

службы занятости населения

Томской области 8 (800) 200-12-02

Войти через госуслуги

Июнь 2018 г.

25.07.2018


Информация о нормативных правовых актах и иных документах, принятых в период до 31.06.2018 в сфере труда и занятости и других сферах


 

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

1.1 Федеральный закон от 04.06.2018 N 147-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, «Российская газета», N 121, 06.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 11.06.2018, N 24, ст. 3414
Начало действия документа - 15.06.2018.
Содержание: Определен порядок присвоения квалификационных категорий тренеров и иных специалистов в области физической культуры и спорта.
Согласно настоящему Федеральному закону в Российской Федерации устанавливаются высшая, первая и вторая квалификационные категории тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта.
Порядок присвоения квалификационных категорий, квалификационные требования к присвоению соответствующих категорий утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Соответствующие изменения внесены также в перечень полномочий Российской Федерации в области физической культуры и спорта и перечень полномочий органов государственной власти субъекта РФ.
1.2 Федеральный закон от 27.06.2018 N 163-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.06.2018, «Парламентская газета», N 25, 29.06-05.07.2018, «Российская газета», N 139, 29.06.2018,»Собрание законодательства РФ», 02.07.2018, N 27, ст. 3946
Начало действия документа - 08.07.2018.
Содержание: Скорректирован порядок постановки на учет иностранных граждан по месту пребывания.
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июля 2017 г. N 22-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 и пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства...», которым указанные положения признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой - во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона - они содержат неопределенность как в вопросе о том, допустима ли и в каком случае в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства), временно пребывающего в РФ, постановка его на учет по месту пребывания по месту нахождения (адресу) принимающей стороны, так и в вопросе о том, каким образом соотносятся обязанности в сфере миграционного учета временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (лица без гражданства) и принимающей стороны в части обеспечения постановки его на учет именно по месту (адресу), по которому он должен быть в соответствии с установленным порядком поставлен на учет по месту пребывания, притом что нарушение установленного порядка может повлечь привлечение иностранного гражданина (лица без гражданства) к юридической ответственности.
Федеральным законом, в частности:
- определяется перечень мест пребывания, по адресу которых иностранный гражданин будет подлежать учету по месту пребывания;
- устанавливается, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном;
- уточняется, что под местом пребывания понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в которых иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
 
  2.АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
2.1 Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 661
«О внесении изменений в Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 18.06.2018, N 25, ст. 3687
Начало действия документа - 21.06.2018.
Содержание: Исключена возможность установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии задолженности по уплате соответствующих взносов.
Согласно действующей редакции Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхователями представляются утверждаемые ежеквартально расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, которые подтверждают отсутствие задолженности на отчетную дату, а не на дату подачи заявления об установлении скидки.
Согласно внесенным изменениям, скидка может быть установлена только при отсутствии у страхователя на день подачи заявления об установлении скидки выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пени и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки.
Кроме того, уточняются сроки подачи страхователем заявления об установлении скидки в связи с тем, что расчет скидки к страховому тарифу возможен только после вступления в силу значений основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год, утверждаемых постановлением страховщика по согласованию с Минтруда России.
 
2.2  Постановление Правительства РФ от 23.06.2018 N 721
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. N 1479»
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 02.07.2018, N 27, ст. 4074
Начало действия документа - 04.07.2018.
Содержание: Правительством РФ увеличена на 2018 год потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы.
Потребность, изначально определенная в количестве 140423 человек, увеличена до 178454 человек.
Одновременно квоты на выдачу данной категории иностранных граждан приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу увеличены со 140423 до 178454 штук.
Кроме того, уточнено распределение потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих на основании визы, по приоритетным профессионально-квалификационным группам.
 
  3.ПРИКАЗЫ МИНТРУДА РФ
3.1 Приказ Минтруда России от 23.11.2017 N 805н (вступает в силу 12 июня 2018 года)
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.12.2017
Начало действия документа - 12.06.2018.
Содержание: Нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника или в локальном нормативном акте работодателя, доводятся до сведения работника в письменной или электронной форме способом, позволяющим подтвердить ознакомление работника с указанными нормами.
Еще одно нововведение касается организаций, у которых есть работы с легкосмываемыми загрязнениями. Выдачу сотрудникам мыла или жидких моющих средств больше не нужно будет фиксировать в специальной личной карточке.
 
3.2 Приказ Минтруда России от 07.03.2018 N 127н
«Об утверждении Правил по охране труда при выполнении окрасочных работ»
Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2018 N 51323.
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.06.2018
Начало действия документа - 09.09.2018.
Содержание: Утверждены правила охраны труда при выполнении окрасочных работ.
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов и выполнении работ по подготовке окрасочных материалов и поверхностей под окраску, нанесению лакокрасочных материалов и порошковых полимерных красок, сушке и обработке поверхностей лакокрасочных покрытий
Требования обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями при организации и осуществлении окрасочных работ. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
На основе данных правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении окрасочных работ, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.
 
3.3 Утверждены профстандарты:
- Приказ Минтруда России от 26.03.2018 N 191н
«Об утверждении профессионального стандарта «Горновой доменной печи»;
-Приказ Минтруда России от 31.05.2018 N 342н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области проектирования слаботочных систем, систем диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами объектов капитального строительства»;
-Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 354н
«Об утверждении профессионального стандарта «Строгальщик»;
-Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 356н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по технологическому обеспечению производства детских товаров»;
-Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 362н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по газоспасательным работам на объектах нефтегазовой отрасли»;
-Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 358н
«Об утверждении профессионального стандарта «Оператор пылегазоулавливающих установок в металлургии»;
-Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 363н
«Об утверждении профессионального стандарта «Такелажник»;
-Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 365н
«Об утверждении профессионального стандарта «Охотник промысловый»;
-Приказ Минтруда России от 04.06.2018 N 366н
«Об утверждении профессионального стандарта «Маркетолог».
 
3.4 Приказ Минпромторга России от 20.04.2018 N 1570
«Об утверждении федеральных авиационных правил «Требования к специалистам согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации. Порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации»
Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2018 N 51263.
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.06.2018
Начало действия документа - 01.07.2018.
Содержание: Утверждены требования к разработке и содержанию программ подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации.
Требования устанавливаются к каждому специалисту и содержат три раздела:
- «Функциональные обязанности» - основные обязанности, которые возлагаются на специалиста;
- «Требования к знаниям» - требования, предъявляемые к специалисту в отношении знаний нормативных правовых актов в области воздушного законодательства, а также профессиональных знаний и навыков, которые специалист должен уметь применять при выполнении своих функциональных обязанностей;
- «Требования к специалисту» - уровень профессиональной подготовки специалиста, необходимый для выполнения возложенных на него функциональных обязанностей, требуемый стаж работы, а также требования к состоянию здоровья.
 
3.5 Приказ Минтруда России от 30.05.2018 N 322н (вступает в силу 1 января 2019 года)
         Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.06.2018
Начало действия документа - 01.01.2019.
Содержание: С 2019 года работодателям снова будет легче определять, какие условия труда нужны инвалидам.
В ИПРА появится раздел с рекомендуемыми условиями труда. Ранее в программе можно было найти эту информацию, но в действующей редакции такого раздела нет.
Согласно изменениям инвалиду могут быть рекомендованы:
- дополнительные перерывы;
- оптимальные или допустимые условия труда;
- любые условия труда, но с учетом того, что выполнение работы может быть затруднено;
- работа при значительной помощи других лиц.
Работодателю предстоит учитывать эти сведения, когда он станет определять, какую работу поручить инвалиду.
 
  4.ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
4.1          Приказ Минтранса России от 12.03.2018 N 88
         «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения проверки в целях принятия органами аттестации решения об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также для обработки персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу»
Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2018 N 51237.
          Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.05.2018
        Начало действия документа - 11.06.2018.
Содержание: Регламентирован порядок осуществления Росжелдором аккредитации юрлиц для проведения проверки в целях аттестации лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или осуществляющих такую работу.
Согласно регламенту, заявитель представляет следующие документы:
- копии лицензий (сертификатов) на виды деятельности, осуществляемые при проведении проверки в целях аттестации;
- организационно-распорядительные документы, регламентирующие обеспечение ограниченного доступа к персональным данным аттестуемых лиц;
- документы, подтверждающие профессиональную подготовку работников Заявителя (копии трудовых книжек, документов об образовании и квалификации), а также сведения, подтверждающие их соответствие установленным требованиям;
- копии документов бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
- копии документов, подтверждающих наличие необходимых помещений (учебных кабинетов, в которых могут обучаться не менее 10 человек одновременно), оборудованных наглядными пособиями, техническими средствами и вспомогательным оборудованием, позволяющим в том числе осуществлять дистанционную проверку не менее 10 человек одновременно;
- ранее выданное свидетельство об аккредитации (в случае, если свидетельство выдавалось).
Решение о выдаче свидетельства об аккредитации (продлении срока действия) Росжелдор принимает в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации заявления.
За выдачу свидетельства об аккредитации взимается госпошлина - 5 000 рублей.
 
4.2 Приказ Минфина России от 20.04.2018 N 86н
«О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 169н»
Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2018 N 51407.
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.06.2018
Начало действия документа - 03.07.2018 (за исключением отдельных положений).
Содержание: Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, по умолчанию будут выдаваться ФНС России в электронном виде.
Такое положение предусмотрено поправками в административный регламент регистрации ФНС России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Установлено, что результаты предоставления данной госуслуги оформляются в форме электронных документов. При наличии в налоговой инспекции соответствующего запроса заявителя инспекцией составляются на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов.
Кроме того, уточнено, что результатом предоставления данной госуслуги является, в том числе, документ о постановке на учет в налоговом органе (в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах государственная регистрация является основанием для постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе).
В случае принятия решения об отказе в регистрации из-за непредставления заявителем необходимых документов или представления документов, оформленных с нарушением установленных требований, заявитель после устранения указанных причин в течение трех месяцев со дня принятия инспекцией решения об отказе вправе дополнительно однократно представить необходимые документы без повторной уплаты госпошлины. При этом заявитель вправе не представлять повторно документы, которые имеются у инспекции.
Кроме того, определено, что размеры госпошлины в отношении физических лиц применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления и уплаты госпошлины с использованием портала госуслуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации.
Установлено также, что представленные в МФЦ документы на госрегистрацию не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в налоговую инспекцию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
 
4.3 Письмо  Россельхознадзора от 28.04.2018 N ФС-НВ-2/10452
«Об аттестации специалистов в области ветеринарии»
Содержание: Россельхознадзор сообщает, что при аттестации специалистов в области ветеринарии претенденты не обязаны предоставлять справку об отсутствии судимости.
Вместо этого в тексте заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии требуется указать сведения об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за умышленные преступления.
 
4.4 Приказ Минтранса России от 03.05.2018 N 170 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15»
Начало действия документа - 05.06.2018.
Содержание: вводится дополнительное ограничение времени управления автомобилем.
Если работодатель ведет суммированный учет рабочего времени, водители смогут находиться за рулем не больше 56 часов в неделю. Неделей будут считать период с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья.
При максимальном использовании дневных лимитов водитель проведет за рулем не более шести дней в неделю: четыре дня по девять часов и два дня - по десять часов. На следующей неделе он сможет управлять автомобилем суммарно не более 34 часов.
Напомним, что при перевозках в горной местности пассажиров автобусами длиной свыше 9,5 метров, а также тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов лимит времени управления в смену составляет 8 часов. При суммированном учете можно также дважды в неделю увеличить этот лимит до 10 часов.
 
4.5 Письмо Минобрнауки России от 04.05.2018 N Пз-685/09
«О направлении разъяснений»
Содержание: Минобрнауки России даны разъяснения по вопросу оформления медицинских книжек лицами, поступающими на работу в организации отдыха и оздоровления детей.
Сообщается, что результаты медицинских осмотров работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, подлежащие внесению в личную медицинскую книжку, действительны в течение года вне зависимости от смены работодателя.
Сотрудники, осуществляющие деятельность по совместительству, также должны иметь медицинскую книжку. Медицинские осмотры они должны проходить по основному месту работы.
Работники, в отношении которых врачом-психиатром и (или) наркологом установлено подозрение на наличие медицинских противопоказаний, направляются на освидетельствование в специализированные врачебные комиссии, уполномоченные на то органом здравоохранения субъекта РФ, для уточнения клинической ситуации и подтверждения (исключения) подозрения на наличие медицинских противопоказаний.
Для прохождения предварительного медицинского осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию в том числе решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством).
В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских организаций дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность. Отсутствие постоянной регистрации не может являться основанием для отказа от проведения обследования.
Освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет.
Отсутствие у работника личной медицинской книжки или отсутствие в ней записей, свидетельствующих о прохождении работником медицинского осмотра, является основанием для привлечения организации или соответствующих должностных лиц к административной ответственности.
Руководителям данных организаций следует обратить внимание на необходимость заключения с медицинской организацией договора на проведение предварительных и (или) периодических осмотров работников.
 
4.6 Приказ Роструда от 01.06.2018 N 307
«Об отмене некоторых приказов Федеральной службы по труду и занятости»
Содержание: Утратили силу перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых Рострудом.
Отменен приказ Роструда от 30.12.2016 N 538, которым были утверждены такие перечни, также приказы, вносящие в них изменения и дополнения.
 
4.7 «Рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне» (утв. МЧС России 05.06.2018 N 2-4-71-13-8)
Содержание: Утверждены рекомендации по организации и проведению вводного инструктажа по гражданской обороне по месту работы.
Рекомендации содержат общие положения, порядок организации и осуществления, планируемые результаты прохождения, примерную программу вводного инструктажа по гражданской обороне, а также типовую форму журнала учета.
Вводный инструктаж работников организаций по гражданской обороне - это форма подготовки работающего населения в области гражданской обороны, осуществляемая работодателем, направленная на ознакомление нанимаемых работников с информацией о наиболее вероятных опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, с учетом особенностей деятельности и месторасположения организации работодателя, а также основ защиты от этих опасностей, установленных в организации.
Вводный инструктаж по ГО проводится с целью доведения до работников организации:
прав и обязанностей работников в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;
возможных опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
основных требований по выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;
способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;
порядка действий по сигналам оповещения;
правил поведения и действий при возникновении ЧС природного и техногенного характера и выполнении мероприятий ГО;
информации об ответственности за нарушения требований в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.
Вводный инструктаж по ГО проходят:
вновь принятые на работу лица, независимо от их образования, трудового стажа по профессии (должности), гражданства;
лица, командированные в организацию на срок более 30 календарных дней.
Вводный инструктаж по ГО проводится в период, не превышающий 30 календарных дней с даты фактического начала трудовой деятельности (пребывания в организации) работника (командированного лица).
4.8           Письмо Минобрнауки России от 09.06.2018 N Пз-878/09
         «О подготовке кадров вожатых для работы в организациях отдыха детей и их оздоровления»
         Содержание: Для руководителей организаций отдыха детей и их оздоровления подготовлены рекомендации по вопросу о подготовке вожатых.
Минобрнауки России напоминает, в частности, что требования к квалификации, должностные обязанности и знания, необходимые для выполнения трудовых обязанностей в должности «вожатый» при работе в организациях, осуществляющих работу с детьми, предусмотрены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.
Так, в качестве квалификационных требований к лицам, претендующим на должность вожатого, предъявляется требование о наличии среднего (полного) общего образования и профессиональной подготовки в области образования и педагогики, без предъявления требований к стажу работы.
Отмечается, что должность «вожатый» включена в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513.
Лицам, успешно прошедшим после завершения профессионального обучения итоговую аттестацию в форме квалификационного экзамена, выдаются документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. За выдачу указанных документов и их дубликатов плата не взимается.
Кроме того, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, обучающиеся в процессе обучения получают знания, необходимые для работы в организациях отдыха детей и их оздоровления в должности «вожатый», в том числе при освоении конкретных дисциплин (модулей) соответствующей направленности, которые могут быть включены в указанные образовательные программы. При этом обучающиеся проходят практику, направленную на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Следует иметь в виду, что указанные обучающиеся могут проходить практику в том числе в организациях отдыха детей и их оздоровления.
В этом случае деятельность обучающегося в организации отдыха детей и их оздоровления будет осуществляться на основании договора о прохождении практики, заключаемого в установленном порядке.
 
4.9 Информация Роструда от 21.06.2018 (https://www.rostrud.ru/press_center/novosti/686965/)
Содержание:  Роструд напомнил о необходимости обеспечивать в жаркую погоду температурный режим на рабочем месте, например кондиционировать воздух.
Роструд советует принимать и иные меры, которые помогут облегчить работу в жару:
- давать сотрудникам перерывы;
- предусмотреть места для отдыха;
- следить, чтобы работникам были доступны чистая питьевая вода и аптечка.
Роструд напоминает: если температура воздуха в помещении выше нормы, рабочий день нужно сокращать.
Эти нормы установлены СанПиНом, который начал действовать 1 января 2017 года. Его требования обязательны для всех работодателей.
За нарушение юрлицам грозит одна из следующих санкций:
- предупреждение;
- штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
- административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
 
4.10 Информация Правительства РФ от 28.06.2018
Содержание: с 2020 года электронные трудовые книжки нужно будет передавать в ПФР в режиме онлайн. Возможность вести их в традиционном формате останется на случай, если кто-то из работников запросит бумажную версию документа.
Переходным будет 2019 год. За это время правительство планирует решить все правовые и организационные вопросы.
 
4.11 Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016
Начало действия документа: с 01.07.2018.
Содержание: с 1 июля вступает в силу новый ГОСТ по оформлению документов.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2004-ст введен в действие ГОСТ Р 7.0.97-2016:
- Обновлен список реквизитов
Отдельным реквизитом стало название филиала, представительства или иного подразделения, которое создало документ. Оно указывается под наименованием организации.
Появился «гриф ограничения доступа к документу» с ограничительной надписью, например «Конфиденциально» или «Коммерческая тайна».
Еще один новый реквизит - отметка об электронной подписи. В ней стоит указать:
- текст «Документ подписан электронной подписью»;
- номер сертификата ключа электронной подписи;
- Ф.И.О. владельца сертификата;
- срок действия сертификата ключа электронной подписи.
Исчез реквизит «идентификатор электронной копии документа».
- Уточнены требования к оформлению документов
Новый ГОСТ подробно описывает, как лучше создавать документ. Например, в нем разъяснено:
- как нумеровать страницы;
- какой шрифт использовать;
- какие делать отступы и межстрочные интервалы.
Многостраничные документы (например, локальные нормативные акты) можно создавать на обеих сторонах листа и с титульником.
Печать не должна захватывать подпись.
- Изменены требования к заверению копий
Если документ скопирован для внутреннего пользования, то заверять его можно, как и прежде. Стоит указать слово «Верно», сведения о том, кто заверил копию (его должность, подпись и ее расшифровку), а строчкой ниже - дату заверки.
Если же копию нужно передать в другую организацию, то можно дополнить ее надписью о месте хранения подлинника и печатью компании.
Новый стандарт проще применять при электронном документообороте
Согласовывать документ и оформлять резолюцию можно в электронном виде.
 
 
  1. ПРОЕКТЫ
5.1 Проект Федерального закона N 387276-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/387276-7)
Принят во втором чтении 14 июня 2018 года
Содержание: Новую обязанность и штраф до полумиллиона рублей могут ввести для компаний, приглашающих иностранцев.
Изменения предусмотрены двумя проектами, принятыми во втором чтении. Они касаются в том числе работодателей, которые выступают для иностранцев или лиц без гражданства в роли приглашающей стороны.
Первый проект предусматривает обязанность принимать меры, чтобы приглашенный:
- соблюдал цель въезда в РФ;
- вовремя уехал из страны, когда истечет срок его пребывания в РФ.
Какие меры и в каком порядке их нужно будет принимать, определит правительство.
Во втором проекте говорится о штрафах для тех, кто не будет соблюдать такие меры. Юрлицам придется заплатить от 400 тыс. до 500 тыс. руб., должностным лицам - от 45 тыс. до 50 тыс. руб.
 
5.2 Проект Федерального закона N 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Содержание: Законопроект о повышении пенсионного возраста направлен в профильный комитет Госдумы.
Необходимость совершенствования пенсионной системы продиктована негативной демографической ситуацией, повлекшей неэквивалентность пенсионных прав граждан.
Законопроектом предлагается поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.
В рассматриваемом варианте законопроекта закрепляется общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.
Предполагается, что повышение пенсионного возраста будет проводиться постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.
В законопроекте приведена таблица повышения пенсионного возраста в России по годам рождения.
Отдельные льготы, в том числе касающиеся досрочного выхода на пенсию, предлагается сохранить.
Вступление в силу законопроекта планируется с 1 января 2019 года.
5.3 Проект Федерального закона N 357270-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов» (текст к третьему чтению)
Содержание: К третьему чтению подготовлен законопроект, направленный на оптимизацию реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
Согласно законопроекту, работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов РФ предоставляется финансовая поддержка. Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта РФ.
Нормативным правовым актом субъекта РФ утверждается перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, определяются меры поддержки, предоставляемые работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта РФ.
Порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядок исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Соглашение с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов, заключается после проведения соответствующего отбора с учетом критериев, установленных нормативным правовым актом субъекта РФ.
Соглашение, в числе прочего, должно содержать:
обязанность работодателя привлекать трудовые ресурсы для трудоустройства из субъектов РФ, не включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ;
численность работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов из других субъектов РФ;
условия, связанные с обустройством на новом месте привлекаемого для трудоустройства работника и членов его семьи.
С работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.
Документом, подтверждающим участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта РФ, включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ, и дающим ему право на получение финансовой поддержки, является сертификат.
Финансовая поддержка, предусмотренная выданным работодателю сертификатом, предоставляется работодателю отдельно на каждого работника после представления копии трудового договора, заключенного с работником, привлеченным для трудоустройства из субъекта РФ, не включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль за соблюдением работодателем условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом и соглашением, путем запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информации о наличии (об отсутствии) у работодателя по итогам года задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также с законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
 
5.4 Проект Федерального закона N 217278-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/217278-7)
Принят в первом чтении 19 июня 2018 года
Содержание: Предлагается предоставлять многодетным работникам отпуск в удобное для них время.
Преимущество планируется предоставить тем, у кого есть трое и более детей в возрасте до 12 лет. Такие сотрудники смогут брать ежегодный оплачиваемый отпуск по своему желанию в удобное для них время.
 
 
5.5 Проект Постановления Правительства РФ «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»
Содержание: на 2019 год Минтрудом России предложены допустимые доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных отраслях экономики.
Проектом, в частности, предусматривается снижение с 28% до 26% доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ деятельность в сфере прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) и деятельность в сфере автомобильного грузового транспорта (код 49.41).
Устанавливается допустимая доля (80%) иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ деятельность в сфере строительства (раздел F). Данное ограничение не будет распространяться на территории Хабаровского края и Амурской области.
Кроме того, предусматривается изменение перечня субъектов РФ, на которые не распространяется ограничение допустимой доли иностранных работников, осуществляющих деятельность по выращиванию овощей (код 01.13.1). Предполагается, что в 2019 году данные квоты не будут действовать на территории Приморского края и Астраханской области.
 
5.6 Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/81274)
Публичное обсуждение завершается 25 июня 2018 года
Содержание: В сфере обработки персональных данных хотят ввести новые обязанности и штрафы.
Планируется, что оператор должен будет контролировать действия другого лица, которому он поручил обрабатывать персональные данные. За невыполнение этой обязанности хотят предупреждать или штрафовать. Сумма штрафа составит:
- для должностных лиц - от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
- компаний - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Оператору потребуется самому установить порядок проведения контроля.
Кроме того, оператора предлагают штрафовать еще и в случае, если лицо, которому он поручил обработку, нарушит законодательство в области персональных данных. За такое нарушение должностные лица заплатят от 5 тыс. до 15 тыс. руб., а компании - от 15 тыс. до 30 тыс. руб.
 
 
  1. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
6.1
 
Апелляционное определение Московского городского суда от 28.03.2018 N 33-13175/2018
Беременная сотрудница уволилась по собственному желанию - суд может ее восстановить
Мосгорсуд признал увольнение беременной сотрудницы по собственному желанию незаконным из-за того, что оно произошло под давлением работодателя.
Суд установил, что работница не имела иных источников дохода и предложений о работе от других организаций. Из-за увольнения она лишилась выплат, связанных с рождением ребенка. Это означает, что у работницы не было намерения расторгнуть трудовой договор.
По данному вопросу единой судебной практики не сложилось. Краснодарский краевой суд, Хабаровский краевой суд, Мосгорсуд в таких ситуациях признавали увольнение беременных незаконным. В то же время ВС Республики Татарстан, Московский областной суд, Ростовский областной суд считали, что увольнение беременных было добровольным, и отказывали им в восстановлении на работе.
6.2 Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу N 33-2730/2018
Содержание: Работник ушел заранее: нужно ли оплатить оставшиеся дни до сокращения сверх двух месяцев
Сотрудника уведомили о сокращении за три месяца. Позднее этот срок продлили еще на несколько месяцев. Он уволился до окончания срока, но допкомпенсацию не получил. Организация посчитала: раз после предупреждения прошло больше двух месяцев, значит, компенсировать работнику оставшиеся дни необязательно.
Суд с работодателем не согласился. ТК РФ не ограничивает выплаты допкомпенсаций каким-либо периодом. Два месяца - это минимальный срок предупреждения об увольнении, который работодатель может увеличить по своему усмотрению. Допкомпенсации должны выплачиваться пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения о сокращении. К такому выводу суды приходили и ранее.
 
6.3 Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 11.04.2018 по делу N 33-4718/2018
Содержание: Суд решил, что делать с теми днями отпуска, когда работник находился на больничном.
Отпуск автоматически продлили на количество дней временной нетрудоспособности. Работника возмутило, что организация при продлении отпуска не учла его мнение, из-за чего он обратился в суд.
Суд не нашел нарушений в действиях юрлица. Из-за временной нетрудоспособности отпуск продлевается либо переносится на другой срок. Сотрудник не написал заявление на перенос дней, потраченных на лечение, поэтому работодатель имел право отпуск продлить.
В судебной практике существует иной подход к тому, как поступить с днями отпуска, проведенными на больничном. ТК РФ не уточняет, когда именно отпуск нужно продлить, а когда - перенести. Поэтому работодатель в любом случае должен выяснить у работника, как он желает поступить с оставшимися днями.
Полагаем, второй подход безопаснее. Поэтому работодателю лучше не продлевать отпуск автоматически, а принимать решение по договоренности с сотрудником.
 
6.4 Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.03.2018 по делу N 2-1581/2017
Содержание: Суд отказался взыскать шесть зарплат при увольнении по соглашению сторон.
В трудовой договор было внесено условие, согласно которому при увольнении по соглашению сторон работнику выплачивается шесть средних месячных заработков. Он не получил деньги и обратился в суд.
Суд увидел в таком условии договора злоупотребление правом. Конечно, стороны могут закреплять дополнительные выходные пособия или повышать размер существующих. Но это не означает, что такое право ничем не ограничено.
Нужно, чтобы выплаты были предусмотрены законом или системой оплаты труда в организации. Кроме того, они не должны быть несоразмерно высокими.
Суд также отметил, что истец требовал компенсацию за увольнение по соглашению сторон, а не по инициативе работодателя. Значит, она была произвольной, не предназначалась для возмещения издержек и давала незаконное преимущество по сравнению с другими работниками.
Напомним, в практике включение в договор условий о подобных выходных пособиях и ранее расценивалось как злоупотребление правом. В качестве примера можно привести вывод Мосгорсуда.
 
  7.ПРАКТИКА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
7.1 Определение ВС РФ от 07.05.2018 N 66-КГ18-6
Содержание: бывшего работника нельзя привлечь к материальной ответственности без его объяснений.
После увольнения материально ответственного работника компания провела инвентаризацию. Выявленную недостачу работодатель решил взыскать через суд.
Бывший сотрудник с иском не согласился. С результатами проверки работодатель ознакомиться не дал, объяснения по недостаче не истребовал, значит, процедура привлечения к ответственности была нарушена.
Первая и вторая инстанции встали на сторону работодателя. Раз ответственный за имущество перестал быть сотрудником компании, необязательно получать у него объяснения и знакомить его с результатами инвентаризации.
Верховный суд такой подход не поддержал и отправил дело на новое рассмотрение. То, что работник на момент проверки уволился, не позволяет работодателю отступать от правил. Процедура привлечения к материальной ответственности в любом случае должна соблюдаться.
 
7.2 Определение ВС РФ от 14.05.2018 N 81-КГ18-4
Содержание: Работник и работодатель указали в договоре конкретный суд, в котором будут рассматриваться возможные споры.
Первая инстанция и апелляция увидели в этом договорную подсудность и указали: спор должен рассматриваться в суде, который согласовали стороны.
Верховный суд такой подход не поддержал. У работника есть право выбирать, в какой суд подать иск, и ограничить это право нельзя.
 
7.3 Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15
Содержание:  Верховный суд указал, когда срок на обращение в суд пропущен работником по уважительной причине.
Суд может восстановить срок, если он пропущен из-за того, что сотрудник:
- ошибся с подсудностью и первоначально подал иск в другой суд с соблюдением срока;
- своевременно обратился в инспекцию труда и прокуратуру или в один из этих органов и рассчитывал, что спор решится во внесудебном порядке.
Об уважительности таких причин сказано в новом Постановлении Пленума ВС РФ. Они перечислены наряду с примерами, которые были давно известны и упоминались еще в Постановлении 2004 года.
Отметим, Верховный суд уже указывал, что ошибочное определение подсудности не зависит от работника и время, пока исковое заявление находится не в том суде, нужно исключать из срока на обращение в суд. Такая практика встречалась, например, в июле 2017 года и октябре 2016 года.
Что касается второй причины, здесь все не так однозначно. Пленум ВС РФ привел пример: по заявлению работника во внесудебном порядке принято решение о том, что работодатель должен устранить нарушения. В этой ситуации работник правомерно ждет, что спор решится без суда, поэтому пропускает срок подачи иска по уважительной причине.
Вместе с тем в практике судов ранее встречался иной подход: обращение в госорганы, в частности в инспекцию труда, в любом случае не мешает параллельно подать иск в суд и не является уважительной причиной пропуска срока. На это указывали Свердловский областной суд, Мосгорсуд, Оренбургский областной суд.
 
7.4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15
«О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»
Содержание: Пленум ВС РФ привел список доказательств, которые помогают суду решить, были ли между сторонами трудовые отношения.
Перечень не является исчерпывающим. Основное место в нем занимают письменные доказательства. Среди них:
- пропуск на территорию работодателя;
- кадровые документы, например график сменности и график отпусков;
- зарплатные документы;
- переписка сторон, в том числе электронная;
- документы по охране труда.
Также в перечень вошли аудио- и видеозаписи, свидетельские показания.
 
7.5 Проект федерального закона (публичное обсуждение завершается 28 июня 2018 года)
Содержание: Минтруд предлагает ввести в Закон о защите прав потребителей запрет отказывать гражданам в доступе к товарам, работам и услугам:
- из-за состояния их здоровья;
- ограничения жизнедеятельности;
- возраста.
Исключение составят случаи, предусмотренные законодательством. Например, запрет продажи алкоголя несовершеннолетним.
Нарушение новых правил обернется штрафом. По проекту должностные лица заплатят сумму от 15 тыс. до 30 тыс. руб., а компании - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.
 
  8.РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ
8.1 Постановление Администрации Томской области от 14.06.2018 N 241а
«Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в области занятости населения Томской области»
Официальный интернет-портал «Электронная Администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru, 18.06.2018, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.06.2018, «Собрание законодательства Томской области», 29.06.2018, N 6/2(197), «Томские новости», N 27, 06.07.2018
Начало действия документа - 29.06.2018.
Содержание: Установлено, что целью предоставления субсидии является возмещение части затрат, связанных с реализацией следующих мероприятий в области занятости населения Томской области: организация временного трудоустройства инвалидов с ментальными расстройствами; организация временного трудоустройства граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; организация стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования; сопровождение (наставничество) инвалидов в возрасте до 35 лет, трудоустроенных на постоянные рабочие места; организация стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования из числа инвалидов; оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов. Определены условия предоставления субсидий и регламентированы вопросы их возврата.
Постановлением Администрации Томской области от 14.06.2018 N 240а признано утратившим силу постановление Администрации Томской области от 26.06.2017 N 237а «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)»
 
8.2 Постановление Администрации Томской области от 15.06.2018 N 251а
«О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 01.07.2011 N 201а»
Официальный интернет-портал «Электронная Администрация Томской области» http://www.tomsk.gov.ru, 19.06.2018, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.06.2018, «Собрание законодательства Томской области», 29.06.2018, N 6/2(197)
Содержание: Согласно внесенным изменениям Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров агропромышленного комплекса изложено в новой редакции: Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на подготовку, переподготовку, повышение квалификации и поддержку кадров агропромышленного комплекса. Скорректированы условия предоставления субсидий и критерии отбора получателей субсидий.
 

Яндекс.Метрика