Интерактивный портал

службы занятости населения

Томской области

Войти через госуслуги

Июнь 2017 г.

04.07.2017

Информация для работодателей о нормативных правовых актах и иных документах, принятых  в  период  с  01.06.2017  по  30.06.2017   в
сфере труда  и  занятости
 
 
Реквизиты,    наименование    акта   (иного документа)  /  краткое   содержание   акта (иного документа) или вносимых изменений
   
 
Федеральные законы:
 
 
 
1.
 
Федеральный закон от 18.06.2017 № 125-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
        Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.06.2017.
Начало действия документа - 29.06.2017.
Содержание: При работе на условиях неполного рабочего времени работнику может устанавливаться одновременно и неполный рабочий день, и неполная рабочая неделя.
В законодательство Российской Федерации внесены уточнения в ряд статей Трудового кодекса РФ, касающиеся, в том числе, работы на условиях неполного рабочего времени и оплаты работы сверх нормы рабочего времени.
Так, новая редакция статьи 93 ТК РФ предусматривает, помимо указанного выше, также, в частности, обязанность работодателя в определенных ТК РФ случаях установить для работника неполное рабочее время на удобный для него срок (но не более чем на период наличия соответствующих обстоятельств). При этом режим рабочего времени и времени отдыха устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.
В случае работы на условиях неполного рабочего времени ненормированный рабочий день может устанавливаться работнику, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).
Также уточняется порядок оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Внесено дополнение, согласно которому оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день.
В случае если на такой день приходится часть рабочей смены, то в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
Кроме того, работодатели смогут оставлять без обеда тех, кто работает не больше 4 часов в день. Эту возможность можно будет закрепить в трудовых договорах или ПВТР.
Сейчас сотрудникам полагается обеденный перерыв независимо от продолжительности их рабочего дня или смены. Он длится не меньше получаса и не больше двух часов, в рабочее время не включается.
   
Постановления Правительства РФ:
 
 
2.
 
Постановление Правительства РФ от 20.06.2017 № 730 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г.»
        Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.06.2017.
Начало действия документа - 30.06.2017.
Содержание: Увеличена величина прожиточного минимума за I квартал 2017 года.
Величина прожиточного минимума в целом по РФ на душу населения установлена в размере 9909 рублей, для трудоспособного населения - 10701 рубль, пенсионеров - 8178 рублей, детей - 9756 рублей (в IV квартале 2016 года - 9691 рубль, 10466 рублей, 8000 рублей и 9434 рубля соответственно).
По данным Росстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) в I квартале 2017 года к предыдущему кварталу составил 101,2 процента.
Стоимость продуктов питания в составе величины прожиточного минимума на душу населения увеличилась на 2,3 процента.
         Величина прожиточного минимума в целом по РФ предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
   
Судебные  акты  Конституционного,
Верховного судов Российской Федерации:
 
 
3.
 
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 № 307-КГ16-19781 по делу № А42-7562/2015
Содержание: Выходное пособие при расторжении трудового договора по соглашению сторон следует рассматривать как компенсационную выплату при увольнении, на которую распространяется предусмотренное п. 3 ст. 217 НК РФ освобождение от удержания НДФЛ с установленным в качестве меры защиты публичных интересов ограничением в размере 3-кратного (6-кратного для отдельных случаев) заработка.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, в частности, следующее.
На основании пункта 3 статьи 217 НК РФ от взимания НДФЛ освобождаются все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).
Выходные пособия как отдельный вид компенсаций в сфере труда установлены законодательством (статья 178 ТК РФ) и выполняют социальную функцию защиты работника от временной потери дохода при увольнении.
Допуская возможность конкретизации случаев выплаты выходных пособий и их размеров в договорном порядке, законодатель не преследовал цель дифференциации прав и объема гарантий работникам в зависимости от основания их увольнения и оснований выплаты выходного пособия, а напротив, исходил из необходимости защиты работников от временной потери дохода в возможно большем числе случаев, что включает в себя освобождение рассматриваемого вида компенсационных выплат от налогообложения.
Необходимость указанной защиты не исключается при использовании основания прекращения трудовых отношений, предусмотренного статьей 78 ТК РФ (расторжение трудового договора по соглашению сторон), предполагающего волеизъявление работодателя на увольнение работника и, как правило, оставляющего за увольняемым лицом ограниченную возможность согласования условий расторжения трудового договора.
Следовательно, определение конкретных случаев выплаты выходного пособия в результате соглашения, достигнутого между работодателем и работником, не исключает эти компенсационные выплаты из сферы законодательного установления и не означает, что на данные компенсации не распространяется освобождение от налогообложения, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 НК РФ для такой категории налогоплательщиков, как увольняемые работники.
При этом мерой защиты публичных интересов при предоставлении работнику выходного пособия в размере, который не совместим с компенсационным характером данной выплаты, является установленное в пункте 3 статьи 217 НК РФ ограничение освобождения данного дохода от налогообложения 3-кратным (6-кратным для отдельных случаев) заработком.
Таким образом, поскольку выплаченные компенсации связаны с увольнением работников, установлены трудовым законодательством и определены в договорном порядке в соответствии со статьей 178 ТК РФ, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что при выплате этого вида дохода работникам правомерно не удерживался налог на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.
   
Иные документы:
 
 
4.
 
«Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах» (приложение к письму Минобрнауки России от 10.03.2017 № 122)
Опубликовано: «Официальные документы в образовании», № 14, апрель, 2017.
Содержание: Даны разъяснения по актуальным вопросам, касающимся применения профессиональных стандартов.
Сообщается, в частности, что профстандарты в части требований к квалификации применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе планов по организации применения профстандартов. Поэтапность их применения предполагает наличие достаточно длительного организационного периода, в течение которого должны быть реализованы плановые мероприятия. Реализация мероприятий должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года. Дата вступления в силу конкретных профессиональных стандартов (напр. 1 января 2017 года) означает, что по данным профессиональным стандартам может быть начата организация работы по их применению, а завершение такой работы необходимо осуществить не позднее 1 января 2020 года.
План по организации применения профстандартов утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением), с учетом мнения представительного органа работников, и должен включать:
- список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
- сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников и о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- этапы применения профессиональных стандартов;
- перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
 
5.
 
Приказ Минтранса России от 05.06.2017 № 212 «О внесении изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15»
Зарегистрировано в Минюсте России 19.06.2017 № 47064.
Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.06.2017.
Начало действия документа - 01.07.2017.
Содержание: Продолжительность учетного периода для суммированного учета рабочего времени водителей автомобилей увеличена с одного месяца до трех месяцев.
Суммированный учет рабочего времени водителям устанавливается в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени.
По условиям Трудового кодекса РФ учетный период в любом случае не может превышать один год.
Увеличение учетного периода осуществляется по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников.
 
6.
 
Письмо Минкультуры России от 15.06.2017 № 172-01.1-39-НМ «О направлении Рекомендаций по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт»
Документ опубликован не был.
Содержание: Минкультуры России подготовлены рекомендации по переводу работников государственных (муниципальных) учреждений культуры на «эффективный контракт».
В основе «эффективного контракта» заложена совокупность конкретизации в трудовом договоре должностных обязанностей работника по занимаемой должности, условий оплаты труда, показателей и критериев оценки эффективности его деятельности для назначения стимулирующих выплат, способствующих повышению мотивации работника к добросовестному исполнению работы за счет обеспечения соответствия оплаты труда качеству оказания ими услуг (выполнения работ), что является особенностью «эффективного контракта» и отличает его от обычного трудового договора.
Отмечается, что в результате внедрения «эффективного контракта»:
обеспечится соответствие роста заработной платы работников учреждений культуры повышению качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
повысится мотивация работников учреждений культуры к добросовестному исполнению работы за счет обеспечения соответствия оплаты труда качеству оказания ими услуг (выполнения работ);
обеспечится стимулирование уровня квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
осуществится формирование гибкой и эффективной системы управления персоналом;
обеспечится создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
права и обязанности работников будут понятными, открытыми, доступными;
повысится престижность и привлекательность работы в учреждениях культуры за счет внесенных в «эффективный контракт» показателей оценки труда работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ);
повысится конкурентоспособность учреждений культуры.
В приложении приводится методология условий оплаты труда, определяемых в «эффективном контракте» работника государственного (муниципального) учреждения культуры.
Работы по переводу на «эффективный контракт» всех работников учреждений культуры планируется завершить в 2017 году.
 
7.
 
Отраслевое соглашение в отношении федеральных государственных бюджетных, автономных, казенных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2017 - 2019 годы
(утв. Минздравом России, Профсоюзом работников здравоохранения РФ 19.05.2017)
Документ опубликован не был.
Начало действия документа - 19.05.2017.
Содержание: На 2017 - 2019 годы заключено отраслевое соглашение между профсоюзом работников здравоохранения РФ и руководителями соответствующих учреждений и предприятий, подведомственных Минздраву России.
Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам, режимов труда и отдыха, занятости, условий высвобождения работников, подготовки и дополнительного профессионального образования работников, условий охраны труда работников, развития социального партнерства.
В соответствии с Соглашением работодатели обеспечивают, частности:
- установление действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников от объема и качества оказываемой медицинской помощи в рамках перевода работников на «эффективный контракт»;
- дифференциацию оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизацию расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом предельной доли расходов на оплату их труда в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов;
- оплату за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере, не менее 20 процентов часовой тарифной ставки за каждый час работы.
Медицинским работникам подведомственных организаций устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 39 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени устанавливается в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101.
Положения Соглашения являются обязательными для выполнения, при этом не ограничивают права работодателей в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии финансовых возможностей для их обеспечения.
 
8.
 
Письмо Минздрава России от 18.05.2017 № 12-2/1101 «О сдаче крови или ее компонентов»
Содержание: Минздравом России даны разъяснения о периодичности сдачи крови, а также о гарантиях и компенсациях донорам в случае превышения максимально допустимого числа кроводач.
Сообщается, в частности, что согласно законодательству РФ максимально допустимое число кроводач в год составляет у мужчин - 5, у женщин - 4. Интервал между кроводачей и последующей кроводачей должен составлять 60 дней, а интервал между кроводачей и плазмаферезом - 30 дней. Ограничения количества кроводач относятся к ограничениям в отношении донации крови, но не в отношении донации плазмы крови или иных компонентов донорской крови.
После каждого дня сдачи крови и (или) ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови. При сдаче крови работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Иные условия предоставления гарантий и компенсаций работнику в зависимости от количества донаций законодательством РФ не предусмотрены.
Предоставление гарантий и компенсаций обусловлено осуществлением работником сдачи крови либо прохождением соответствующего медицинского осмотра, что должно быть подтверждено документально.
 
9.
 
Письмо Минтруда России от 12.05.2017 № 19-0/В-422;
Письмо Роструда от 19.05.2017 № ПГ/09871-03-3.
Содержание: Минздравом Если сотрудник самовольно вышел на работу в день сдачи крови, можно не давать ему другой день отдыха. Так считают Минтруд и Роструд. Оба ведомства подчеркнули: это не официальное разъяснение.
ТК РФ позволяет выйти на работу в день сдачи крови и ее компонентов лишь по соглашению с работодателем. Для отдыха сотрудник может выбрать другой день. Но когда выход с работодателем не согласован, предоставлять день взамен тот не обязан, полагают ведомства.
Отметим, что донору, который трудится во вредных или опасных условиях, вовсе запрещено работать в день сдачи крови.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Яндекс.Метрика