Интерактивный портал

службы занятости населения

Томской области

Войти через госуслуги

Май 2017 г.

13.06.2017

                                                               
Информация для работодателей о нормативных правовых актах и иных документах, принятых  в  период  с  01.05.2017  по  31.05.2017   в
сфере труда  и  занятости
 
 
Реквизиты,    наименование    акта   (иного документа)  /  краткое   содержание   акта (иного документа) или вносимых изменений
   
Указы Президента РФ:
 
 
1.
 
Указ Президента Российской Федерации от 31.05.2017 № 244 «Об отмене некоторых специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики»
Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.05.2017
Начало действия документа - 02.06.2017.
         Содержание: Президент снял запрет нанимать на работу граждан Турции.
         Отмена запрета позволит работодателям и заказчикам работ, услуг привлечь больше сотрудников.
         Запрет заключать трудовые и гражданско-правовые договоры с гражданами Турции действовал с января прошлого года. Он касался работодателей и заказчиков, которые не успели заключить договоры до указанной даты. При этом были компании, в отношении которых запрет:
         - не действовал;
         - действовал не полностью. Последние не могли с января 2016 года принять на работу больше граждан Турции, чем у них числилось по состоянию на 31 декабря 2015 года.
   
 
Федеральные законы:
 
 
 
2.
 
Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.05.2017
Начало действия документа - 01.07.2017.
Содержание: С 1 июля 2017 года с письменного согласия пациента листок нетрудоспособности будет выдаваться в форме электронного документа.
Согласно принятому закону назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа.
Установлено также, что для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места работы у другого страхователя, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку о сумме заработка и документы, подтверждающие страховой стаж.
 
3.
 
Федеральный закон от 01.05.2017 № 89-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.05.2017
Начало действия документа - 12.05.2017.
Содержание: Установлены дополнительные гарантии социальной поддержки безработных детей-сирот.
Впервые ищущим работу и впервые признанным безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.
Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ не может превышать шесть месяцев.
По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных, а также при достижении 23 лет пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Законом предусматривается также обязанность работодателя обеспечить указанным лицам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством у данного или другого работодателя.
   
Приказы Минтруда России:
 
 
4.
 
Приказ Минтруда России от 02.02.2017 № 129н «Об утверждении Правил по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ»
Зарегистрировано в Минюсте России 04.05.2017 № 46595.
Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2017
Начало действия документа - 06.08.2017.
Содержание: Установлены государственные нормативные требования охраны труда при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог.
Утвержденные Правила по охране труда обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей физических лиц, не являющихся ИП) при организации и осуществлении дорожных работ.
В частности, в соответствии с Правилами по охране труда работодатель обязан обеспечить:
безопасность выполнения дорожных работ, содержание дорожной техники и технологического оборудования в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с утвержденными Правилами по охране труда и документацией организации-изготовителя;
обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда.
Установлены, в том числе, требования охраны труда:
предъявляемые к производственной территории (объектам, временным сооружениям, участкам проведения работ), организации рабочих мест и размещению технологического оборудования;
при эксплуатации дорожных машин и технологического оборудования;
при осуществлении производственных процессов;
при транспортировании (перемещении), размещении и хранении материалов и грузов, используемых при проведении дорожных работ.
 
5.
 
Приказ Минтруда России от 19.04.2017 № 371н «Об утверждении Правил по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов»
Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2017 № 46835.
Опубликовано: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.05.2017
Начало действия документа - 27.08.2017.
Содержание: Установлены государственные нормативные требования охраны труда при строительстве, Обновлены государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению основных производственных процессов и работ, связанных с использованием ряда вредных или опасных химических веществ и материалов.
Утвержденные правила предусматривают правила по охране труда при организации и осуществлении основных производственных процессов и работ, связанных с использованием неорганических кислот и щелочей, ртути, пластмасс, эпоксидных смол и материалов на их основе, канцерогенных и вызывающих мутацию химических веществ, бензола, жидкого азота.
Приказом предусматриваются требования охраны труда при организации осуществления производственных процессов (выполнения работ), связанных с использованием химических веществ; требования охраны труда, предъявляемые к производственным подразделениям, размещению технологического оборудования и организации рабочих мест; требования охраны труда при транспортировании (перемещении) химических веществ; требования охраны труда при хранении химических веществ, а также требования охраны труда при осуществлении производственных процессов, связанных с:
- использованием химических веществ и эксплуатацией технологического оборудования;
- использованием неорганических кислот, щелочей и других едких веществ;
- применением ртути;
- переработкой пластмасс;
- использованием эпоксидных смол и материалов на их основе;
- использованием канцерогенных веществ или веществ, вызывающих мутацию (мутагенов);
- использованием бензола;
- использованием жидкого азота.
В приложении к Приказу приведен рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью.
   
Судебные  акты  Конституционного,
Верховного судов Российской Федерации:
 
 
6.
 
Определение ВС РФ от 30.03.2017 № 310-КГ17-2161
Содержание: Юрлицо вправе не начислять взносы на компенсацию работникам стоимости санаторно-курортных путевок.
Такой вывод следует из отказного определения ВС РФ и касается выплат, предусмотренных коллективным договором. Судьи ВС РФ уже высказывали эту точку зрения.
По мнению судей, оплата стоимости санаторно-курортного лечения не зависит от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы. Данные суммы не являются стимулирующими или компенсирующими, не включены в систему оплаты труда.
Отметим, что судьи рассматривали спор, возникший в период действия Закона о страховых взносах. Несмотря на то что с 2017 года уплата взносов (кроме взносов на травматизм) регулируется НК РФ, выводами ВС РФ юрлица могут воспользоваться и сейчас.
Обратите внимание: Минфин считает, что стоимость путевок на санаторно-курортное лечение работников облагается страховыми взносами. Если юрлицо не будет начислять взносы на эти суммы, то возможен спор с проверяющими. Однако, учитывая судебную практику, полагаем, что организация может отстоять свою точку зрения в суде.
 
7.
        
Определение ВС РФ от 17.04.2017 № 16-КГ17-3
Содержание: По допсоглашению к трудовому договору можно взыскать с бывшего сотрудника расходы на обучение.
К такому выводу Верховный суд пришел в ситуации, когда ученический договор не заключался и по итогам оплаченных работодателем курсов сотрудник не приобрел новой специальности или квалификации.
Работник уволился по собственному желанию, не отработав с момента завершения обучения два года. Именно такой срок был указан в допсоглашении к трудовому договору. Первая инстанция и апелляция не поддержали работодателя, который хотел взыскать расходы на обучение с сотрудника.
ВС РФ с ними не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Он подчеркнул, что ученический договор не единственный вид договоров об обучении. Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников возможны и на условиях, указанных в трудовом договоре. В нем допустимо закреплять правила об отработке после обучения. При их нарушении сотрудник должен возместить затраты работодателя на обучение. Эта обязанность, по мнению ВС РФ, не зависит от того, получил ли работник по итогам обучения новую специальность или квалификацию.
Ранее встречалась практика нижестоящих судов, когда при сходных обстоятельствах работодателю было отказано во взыскании расходов. Полагаем, теперь подход ВС РФ поможет работодателю обосновать свою позицию в суде.
   
Иные документы:
 
 
8.
 
Памятка Генпрокуратуры России «Что нужно знать о коррупции»
Содержание: Генпрокуратурой России разработана наглядная памятка для работодателя о коррупции.
Памятка содержит, в частности:
определение понятия «коррупция»;
описание норм УК РФ об ответственности за получение взятки, дачу взятки, за мелкое взяточничество, а также за посредничество во взяточничестве;
напоминание о необходимости при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более ста тысяч рублей с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, а также об административной ответственности за невыполнение данного требования.
 
9.
 
Письмо Минтруда от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560 «Об электронных расчетных листках»
Содержание: Направить работнику расчетный листок, содержащий информацию о составных частях заработной платы, можно посредством электронной почты.
При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника, в том числе: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, о размерах иных начисленных сумм (отпускные, компенсации за нарушение сроков выплаты зарплаты и пр.), о размерах удержаний и общей денежной сумме, подлежащей выплате работнику.
В Трудовом кодексе РФ установлено, что форма расчетного листка утверждается работодателем. При этом порядок его направления не регламентируется.
В этой связи Минтрудом России сделан вывод о возможности направления работнику расчетного листка в электронной форме, при условии закрепления соответствующего порядка в локальных нормативных документах работодателя.
 
10.
 
         Письмо Минтруда России от 11.11.2016 № 15-2/В-3673
Содержание: Если в компании больше 50 работников, нельзя передать все функции службы охраны труда на аутсорсинг.
Минтруд пояснил: работодатели с числом сотрудников больше 50 не могут воспользоваться ч. 3 ст. 217 ТК РФ и обойтись без службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда.
Эту норму, по мнению ведомства, могут применять лишь те, у кого трудится не более 50 человек. Она допускает, что при отсутствии службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции выполняют:
- лично работодатель - ИП;
- руководитель организации;
- другой уполномоченный работодателем сотрудник;
- сторонняя организация или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору.
Если работодатель-юрлицо, число сотрудников которого превышает полсотни, не создаст службу охраны труда или не введет должность специалиста по охране труда, это может обернуться штрафом от 50 тыс. до 80 тыс. руб.
 
11.
 
         Письмо Роструда от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2
Содержание: В ответ на вопрос об отнесении деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, классу (категории) опасности для целей проведения государственного надзора в сфере труда, Роструд пояснил правила снижения категории риска, присвоенной деятельности работодателя.
По мнению ведомства, если у работодателя нет назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда, категория риска обязательно понижается до следующей. Происходит это по результатам плановой проверки.
Роструд использует в своем письме императивную формулировку: должностные лица принимают решение о понижении категории риска. Вместе с тем нормативно закреплено, что такое решение лишь может быть принято. Отметим, сделать названное положение императивным и дополнить условия для снижения категории риска недавно предлагал Минтруд, но пока это только проект.
Работодатели могут взять на вооружение подход Роструда. Если административных наказаний нет, а категория риска по итогам проверки не снижена, стоит обратиться в федеральную инспекцию труда с заявлением об изменении категории.
 
12.
 
Письмо Роструда от 28.02.2017 № ТЗ/942-03-3
Содержание: Рострудом даны разъяснения о прохождении медосмотра работниками, занятыми на работе с компьютером не менее 50 процентов рабочего времени.
По мнению Роструда, у работодателя не возникает обязанности направить работника для прохождения обязательного предварительного и периодического медицинского осмотра при наличии результатов специальной оценки условий труда или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих оптимальные или допустимые условия труда на рабочем месте по указанному фактору.
 
13.
 
Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией
Содержание: Минтрудом России подготовлены рекомендации по соблюдению ограничений бывшим госслужащим при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией.
В Методических рекомендациях приведены в том числе:
условия, влекущие необходимость получения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
порядок направления гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обращения о даче согласия на трудоустройство;
порядок рассмотрения обращения гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего о даче согласия на трудоустройство;
порядок направления обращения в случае упразднения государственного органа, в котором гражданин замещал должность;
порядок рассмотрения обращения на заседании комиссии;
последствия нарушения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим обязанности сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы;
положения об ответственности работодателя за неисполнение обязанности сообщить о заключении с гражданином - бывшим гражданским (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора;
процедура проверки соблюдения гражданином - бывшим государственным (муниципальным) служащим ограничений.
 
14.
 
Решение Московского городского суда от 20.04.2017 по делу № 7-4839/2017, 7-4840/2017, 7-4841/2017, 7-4842/2017, 7-4843/2017, 7-4844/2017, 7-4845/2017, 7-4846/2017
Содержание: Мосгорсуд назначил работодателю один штраф вместо девяти.
Компания не организовала обязательное психиатрическое освидетельствование водителей, но допустила их к работе. Инспектор труда вынес девять постановлений о привлечении организации к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначив по каждому штраф 110 тыс. руб.
Мосгорсуд с таким подходом не согласился. Он решил: независимо от количества работников, в отношении которых допущены нарушения, состав один. Все нарушения были обнаружены в рамках одной проверки и зафиксированы в одном акте. Постановления по делу об административном правонарушении инспектор труда также вынес в один день. Значит, и привлечь организацию к ответственности нужно однократно.
К похожим выводам суд уже приходил в марте этого года. Вместе с тем еще в июле, в октябре прошлого года Мосгорсуд высказывал иное мнение: за нарушение, допущенное в отношении каждого сотрудника, работодателю грозит отдельный штраф. Такой же позиции придерживается Роструд.
Новый подход Мосгорсуда может помочь работодателю избежать уплаты нескольких штрафов. Однако нужно быть готовым к спорам с контролирующими органами и к отстаиванию своей позиции в суде.
 
15.
 
         Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.03.2017 по делу № 2-11284/2016
Содержание: Во время конкурсного производства можно увольнять работников из-за фактической ликвидации компании.
Санкт-Петербургский городской суд счел правомерным увольнение в связи с ликвидацией организации до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юрлица.
Подобная позиция в практике уже встречалась. На это в прошлом году указывал и ВС РФ применительно к ликвидации кредитной организации. Относительно других компаний подход судов был в основном противоположным: на стадии конкурсного производства увольнять работников еще рано. Это отмечалось как ВС РФ в 2008 году, так и нижестоящими судами, например Мосгорсудом в 2016 году.
Вывод Санкт-Петербургского городского суда основан на том, что увольнение по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ связано с ликвидацией предприятия в целом, а не с конечной стадией этой процедуры. Внесение в ЕГРЮЛ записи о регистрации ликвидации юрлица допустимо только после завершения расчетов с кредиторами, составления ликвидационного баланса и выполнения других законных мероприятий. Работники относятся к кредиторам второй очереди. Это означает, что до выплаты им причитающихся при увольнении сумм ликвидация компании не может быть завершена.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Яндекс.Метрика